Независимая оценка качества образования (далее — НОКО) — оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
- привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
- координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
- совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
Школьные документы:
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» независимая оценка качества образовательной деятельности организаций (далее – НОКО), осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об организации работы по реализации образовательных программ.
С целью организации деятельности по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организации была проведена данная процедура, результаты были размещены на сайте «Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях»
Единая система оценки качества образования
Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур.
Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.
Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.
Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).
Единый государственный экзамен
ЕГЭ – ключевой элемент российской системы оценки качества образования. Введённый в штатный режим в 2009 году, ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, а также формой вступительных испытаний для приёма в вузы Российской Федерации.
Обязательными для получения аттестата экзаменами являются русский язык и математика, с 2022 года к этим предметам планируется добавить иностранный язык. Остальные предметы сдаются по выбору. По результатам ЕГЭ участники экзамена имеют возможность поступить в любые вузы России независимо от места жительства, не выезжая для этого из своего региона
ЕГЭ – инструмент не только оценки знаний, но и повышения качества образования. По результатам ЕГЭ нельзя сравнивать эффективность работы школ и учителей, так как все школы находятся в разных условиях. Эти данные должны использоваться институтами повышения квалификации – очевидно, что результаты оценочных процедур во многом зависят от результатов работы учителей.
Основной государственный экзамен
ОГЭ как основная форма государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9) введен в штатный режим в 2014 году. ОГЭ проводится органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, на основе федеральных требований и федеральных измерительных материалов.
Основанием для получения аттестата об основном общем образовании является сдача экзаменов по четырем учебным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными, а еще два участники ОГЭ выбирают сами.
Национальное исследование качества образования (НИКО)
В настоящее время на всех уровнях образования проводится ряд мероприятий, направленных на оценку происходящих в системе образования России процессов. Целью этих мероприятий является становление сбалансированной системы процедур оценки качества образования, разработка механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. В 2014 году по инициативе Рособрнадзора стартовали Национальные исследования качества образования (НИКО) – общероссийская программа по оценке качества среднего образования. Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год. Формат проведения НИКО сопоставим с форматом авторитетных международных исследований качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS).
НИКО являются выборочными исследованиями и организованы таким образом, что полученные результаты позволяют судить не только о качестве подготовки непосредственных участников исследования, но и об общем уровне знания предмета у обучающихся соответствующих классов в регионах со схожими условиями и в России в целом.
Результаты проведенных НИКО позволили выявить пробелы в знаниях школьников и сделать вывод о необходимости особого внимания к основной школе. Также анализ результатов НИКО выявил необходимость дополнительной методической поддержки отдельных школ.
Документы
График проведения оценочных процедур в 2021-2022 учебном году
План мероприятий по обеспечению объективности оценочных процедур в 2021-2022 учебном году
План по выполнению замечаний по независимой оценки
Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г